Не тащите малышей в поход!
Этим призывом я вовсе не стремлюсь отговорить Вас брать детей в походы. Просто я предлагаю глубоко задуматься в каждом отдельном случае, надо ли это Вам, надо ли это ему, более трезво оценить конкретные условия, в которые Вы везете своего малыша. Хорошо продумать набор его вещей и питание, если Вы все-таки решились взять ребенка в поход. И этот рассказ является лишь примером того, как делать, наверное, не стоило.
Первый раз Диму в дальний поход мы взяли, когда ему не было еще 2-х лет. Это был зачетный поход университетской школы начальной туристской подготовки по водному туризму. Сами мы уже имели серьёзный походный опыт. Путешествие с ребёнком по несложной для нас реке совсем не пугало.
Карелия. Река Северная Шуя. Третья категория сложности.
В группе народ молодой. Очевидно, не опытный. Неорганизованный.
Байдарки все время рвутся. Их чинят. Режим сбит. Часто случается так, что днем стоим, а ночью — плывем.
Температура воздуха вряд ли поднимается выше 5 градусов. Дождь льет без остановки.
Во время сплава Дима сидит у меня на руках. Папа гребет. Дима — ребенок активный, его все время что-то интересует. И, конечно, в воде. Чтобы он не выпрыгнул из байдарки, приходится ему все время рассказывать сказки, чем-то вкусным кормить или во что-то играть.
Так как режим в группе был сбит, то Дима часто засыпал в байдарке или, что еще хуже, спящего приходилось в эту байдарку затаскивать. Случалось, что и пороги приходилось проходить со спящим Димой на руках.
Спальник я сшила один на троих. Дима в нем должен был спать в серединке. Но в первую же ночь выяснилось, что Дима делает «брык-брык» ножками — и спальника ни на ком нет. Пришлось его отселить.
Далее с Димой обходились так. Ребенок вставал утром, будучи одетым во все вещи, которые у него были (комбинезон служил спальником). В течение дня он во всем этом ходил, вымокая, несмотря на гидрозащиту, до нитки. Вечером мы с него это все снимали, закутывали в свои вещи и укладывали спать. Димины вещи высушивали над костром, спящего ребенка обратно переодевали, так что он снова спал во всех своих вещах. И дальше все шло по заданному кругу.
Ко всем прочим «радостям» Дима отказался есть. Ел он только черные сухари.
А еще его закусали комары, загноились от этого ушки, поднялась температура.
Ох! Не тащите малышей в поход!
Что же было дальше?
Это был первый, но далеко не последний Димин поход.
Постепенно путешествие в Карелии ежегодно становилось главным подарком Диме
на день рождения. А дальше и Мурманская область, и Саяны, и Алтай, велосипедный Крым… И ведь ходит, и не помнит, как его измучили родители в первом походе.