В поисках весны или ледяное дыхание Балтики
Смотреть
Вперед, к весне!
Почему-то куда бы я ни ехала, мое путешествие превращается в приключение? Наверное, планида у меня такая… Ну, характер авантюрный – никуда не денешься…
В Москве еще царствовала зима. Лежали сугробы выше колена. Мело. Временами выглядывало солнышко, весеннее и даже почти теплое. Но не успевало оно даже чуть-чуть растопить сугробы – ночные морозы их делали «вечными».
А весны, ох, как хотелось…
Уже почти месяц, как мои Калининградские друзья сообщали, что у них нет снега, на дворе +7+12, набухают почки. Балтика – это, конечно, не Крым и не Кавказ, где нам привычно встречать весну, и все же…
Там нет снега!
Итак, вперед!
Восточная Пруссия
Город поразил своей ниначтонепохожестью. Немецкая планировка с советской серой застройкой, современной зеркальностью и яркой рекламой. Эпизодически средь этого возвышаются красные кирпичные кирхи или уцелевшие немецкие дома…
А в самой середине города высится… Нет, высится не замок… Высится уродливое серое здание Дома Советов. Как его иногда называют — «Новый Замок Кенигсберг»…
Может, кто-то скажет мне, что это учили в школе. И что такое Пруссия, и что такое Германия, да и про Тевтонский орден тоже. Но почему же сейчас, когда я рассказываю об этом своем путешествии, меня спрашивают: «А почему эта область отделена от нас? Едучи по родной стране приходится получать транзитную визу! И вообще, каким боком эта область наша? Вроде, она исконно немецкой должна была быть?»
Ну, нашей эта область стала лишь в 1947 году. А когда мы жили в Советском Союзе, то и Литва была «нашей», то есть союзной республикой. Все цело, все едино. Литва стала независимой и отрезала от России часть, то есть эту удивительную «немецкую» область.
Ну а история этой области такова. Издревле на территории нынешней Калининградской области жили славянские племена, из которых в V веке выделился отдельный народ — пруссы.
В XIII веке эта территория была захвачена Тевтонским орденом, а в 1525 году Пруссия стала светским герцогством. В течение бесконечных войн земли Пруссии увеличивались. В связи с женитьбами правителей Пруссия воссоединилась с Браденбургом (исконно прусские земли стали называться Восточной Пруссией). Образовались курфюршество Бранденбург-Пруссия, а позже королевство Пруссия.
Далее Пруссия вела бесконечные войны, стараясь объединить Германские земли. Это ей удалось к 1871 году, когда и была создана Германская империя. Господство Пруссии в новой империи было почти абсолютным. В 1918 году Германия стала республикой, а ее наибольшая составляющая Пруссия переименовалась в свободное государство.
После прихода в 1933 году к власти в Германии национал-социалистов Пруссия продолжала оставаться в составе Германии на особом положении. После второй мировой войны Прусское государство было ликвидировано. Восточная Пруссия была разделена между Советским Союзом и Польшей…
А вот заимок, замок основанный Тевтонским орденом в 1255 году… Удивительно, ведь он простоял 700 лет, выстоял Вторую мировую войну, хоть и получил большие повреждения, и был ликвидирован позже… Почему? А потому что восстанавливать руины замка, «являвшегося символом Тевтонского ордена, а позднее прусского милитаризма, гитлеризма», советская власть посчитала нецелесообразным. В 1969 году замок был полностью разрушен…
А как хочется, чтобы посреди города стоял замок! Так его не хватает!
Здесь все не обычно
В моей программе — 9 дней на велосипеде по области: Зеленоградск, Куршская коса, вдоль побережья через Светлогорск, Янтарный и Балтийск на Балтийскую косу. Потом через Светлый — в Кенигсберг.
Но все получилось не так…
…Природа не хотела меня впускать в весну…
Налетел резкий ледяной ветер. Пошел снег.
А кругом, если забыть о холоде, благодать. Поля давно сухие. Даже слегка позеленевшие. По ним важно разгуливают журавли. На каждом озерце, разливе – хотя бы пара белоснежных лебедей. И аисты… Аисты на спичках телеграфных столбов…
…Удивительный город Зеленоградск (Кранц) с узкими кривыми улочками, мощенными булыжником, домишками, крытыми черепицей, двумя кирхами в центре и красивой водонапорной башней.
Первые, железнодорожные водонапорные башни появились здесь в связи со строительством железной дороги в 1852-1860 годах и необходимостью заправлять водой паровозы. Большинство же городских башен построены в начале XX века, и связано это уже с бурным развитием водопровода.
История Кранца начинается в 1252 году, на три года ранее Кёнигсберга, когда рыцари тевтонского ордена проложили путь на Куршскую косу…
В 1844 году Кранц получил статус королевского курорта. Процветанию курорта бесспорно способствовала и железнодорожная ветка, связавшая курорт с Кёнигсбергом в 1885 году…
По Куршской косе или приключение первое
Куршская коса – удивительное явление. Длина этой полоски Земли, вернее песка и лесов, 98 км, а ширина в самом узком месте всего лишь 400 метров.
Итак, я на косе. Сходить с шоссе, идущего вдоль всей косы, строго запрещено. Пока не понимаю, почему…
Деревянные мостки уводят в «Королевский лес». Как оказалось, это единственное место на косе, где лес никогда не вырубался. Да, этому лесу повезло — здесь в течение нескольких столетий был королевский заказник. А ведь все беды косы связаны именно с вырубками…
Пора бы вставать на ночь. А везде написано: «разведение костров, постановка палаток и т.д. запрещены»… Но я же без костра, и палаточка, площадью дна чуть более квадратного метра… Да, собственно пока и не понимаю, чем могу навредить косе…
С вечера никак не могла согреться. И все же отключилась. Сквозь сон слышу, что что-то стучит по палатке. Оказалось — мокрый снег. Зато унялся ветер, и стало тепло (конечно, не снаружи, а тушке в спальнике)…
Тихо-тихо в природе, лишь море продолжало бить о берег остаточной волной, постепенно умеряя свою злобу…
…Удивительно оказаться под сводами высоченных туй. Вот они. Вчера я не дошла до реликтовых экземпляров, но мне хватило и этих! Целая роща! Темная, как еловая. Ствол – не обхватишь! И лапы… Лапы туи!
Ох, а лес здесь чудной! Стволы, которые барханом от ветра защищены, ровные, а выше бархана – весь лес танцует, кривляется, вертится, узлами завязывается.
По карте справа пошли дюны. Конечно, везде знаки запрета, но и дорожки уходят, как бы приглашая в лес…
Семь тысячелетий назад морские волны и течения сотворили тело косы. Ветер, навевая дюны, создал ее рельеф, а попавшие в неплодородный песок семена растений постепенно превратили мертвую пустыню в плодородный рай. Такой была коса когда-то…
Войдя во владения Тевтонского ордена, Куршская коса стала самой короткой дорогой между северной и южной частями земель ордена! На косе построили несколько сторожевых замков — порядок поддерживался безукоризненный….
Орден пришёл в упадок. И тут началось… Вырубка лесов и выпас скота. И это на песке-то!
Защиты от ветра не стало, тонкий слой почвы вытоптали копыта коров. Пески стали перемещаться в сторону Куршского залива, засыпать деревни. А к середине XIX века коса превратилась в настоящую пустыню…
И тут люди осознали, что натворили. Пришлось спасать косу! Сначала пришлось на морском берегу, по всей длине косы, построить искусственную авандюну. Потом уже начали засаживать лесом центральную часть косы (пальве). Именно этот лес должен был задержать движение дюн.
К началу 20 века пальве снова покрылась лесами!
Но сосновый лес, высаженный на дюнах, очень не прочен, зыбок. Плодородный слой ничтожно мал! Его так просто разрушить, повредить!
Вот так! Получается, что Куршская коса – это памятник вырубке леса, а также дури и безответственности человечества. Я все понимаю! Нельзя сейчас топтать! А вовремя думать у нас на Земле кто-нибудь когда-нибудь научится?!
…Итак, бреду я по светлому сосновому лесу. Не строевому. И не кривому. Разбежалось сто сестриц по песчаным склонам. А вдоль моря раскинулась настоящая пустыня. Светлые барханы вереницей убегают вдаль. Где-то на макушках барханов колышутся розовые ветки с белыми мягкими шариками. Это верба…
Ночью ветер качал макушки сосен, иногда пробегая по стволам. Как по струнам гигантской арфы… И тогда лес заполнялся гулкой музыкой…
Средь ночи я проснулась оттого, что в палатку светил фонарь. Это вылезла на небо луна – еще не полная, но уже очень яркая. Сияли звезды, а лес весь был пронизан лунным светом. И теперь лунные лучи музыкой пробегали по стволам, и те беззвучно пели.
К шести утра я поняла, что так и не согрелась за ночь. Развела под тентом горелку – впустила в дом тепло, попила горячего чая и тут, наконец, пригрелась…
Вывел меня из сладкой дремы «хрюколай». Олешка бегал метрах в 50 от палатки – призывал невесту. Но я ему явно не приглянулась…
А впереди – Танцующий лес.
Лес здесь, на Куршской косе, танцует, конечно, практически везде. Но этот лес особенный.
Лес этот был посажен в 60-х годах прошлого века на дюне Круглой (Рундерберг), которая в отличие от прочих дюн стоит прямо на пальве. Интересно, что явление Танцующего леса считается необъяснимым, хотя если учесть, что дюна Круглая возвышается над прочей местностью, сюда и достигли ветра. В то время достигли, пока прочий лес не вырос…
А место чудесное! Все сосенки пустились в пляс – кто кого перетанцует. Кто больший пируэт выкрутит. Кто в большее количество петель совьется. А другие, как убежать куда-то стремятся, да корни не пускают – деревья наклонены в разные стороны часто под острыми углами. А потом, как будто передумали – и побежали в новую сторону – перегнулись под другим углом…
Еще немного пути и… я выхожу к маленькой пустыньке. Отсюда хорошо виден поселок Морское (Пиллкоппен). Во время песчаной катастрофы поселок трижды менял свое место, спасаясь от наступления странствующих дюн.
…Ночью было как-то невероятно холодно. Я забывалась короткими перебежками сна. Даже ночной чай с небольшим прогревом пространства горелкой мало помог. Утром разбитая, как будто и не спала вовсе. А ехать надо…
На неважное самочувствие наложились ветер и холод. Ветер не давал снять куртку – продует тушку насквозь. А тушка испаряла очень много влаги. Пот бежал по спине и по ногам…
Принимаю решение – ночевать в тепле – или снять жилье на косе или в Калининград возвращаться…
После принятия решения как-то и поехалось легче. Несмотря на полный дискомфорт под курткой (я была абсолютно мокрой и холодной), появился кайф от езды.
В Лесном смотрю на халупу с надписью «сдается» и понимаю, что здесь я получу лишь стены в летнем домике. А уже очень нужна ванна… горячая…
Итак, еду в Калининград.
Ванна…
Горячий чай и горячая ванна…
Тело оттаивает…
Приключения продолжаются
А утром… Утром светило солнце. Издевалось…
Небо голубое, без единого облачка. В путь?
Светлогорск залит светом, и, действительно, стоит на горках.
…Первое упоминание поселения на месте Светлогорска (Раушена) относится к 1258 году…
В1840 году Раушен посетил король Фридрих-Вильгельм IV. Здешние места очаровали его своей романтичностью. По велению короля начали усиленно озеленять береговую дюну, сооружать удобные спуски к морю, укреплять морскую набережную. А потом, в 1900 году, в Раушен из Кенигсберга проложили железную дорогу…
Дальше мой путь через Сальское и Грачевку в леса. Дорога, идущая через вышеупомянутые села – немецкая брусчатка. В Сальском – кирха 15 века. Вернее ее развалины. Но развалины красивые, духом старины пропитанные.
Еду. Очень тепло. Солнышко припекает. Ни ветерка.
Дороги в Калининградской области узкие, практически без обочин. На имеющихся обочинах растут толстенные деревья. Меня стращали, что трудно будет ездить, опасно. Но машин так мало, что почти все время еду по дороге одна.
Зато эти деревья такой шатер образовывают. И сами ветки нависают над дорогой, и их тени рисуют такую чудную паутину на дороге, что ты получаешься как бы в коконе, в тоннеле, из этих ветвей…
Нахожу себе лесок. Резко холодает. Но птицы поют. А сквозь чащу леса уж желтый фонарь светит – это поднимается пополневшая луна…
Еще километров 6 — и я в Янтарном.
Старое название города – Пальмникен. В окрестностях этого города сосредоточено около 90% мировых запасов янтаря. Здесь же — уникальное предприятие по обработке янтаря.
А в музее янтаря чего только нет! Фрегаты с тонкой янтарной оснасткой и прозрачными белыми парусами из того же янтаря. Столешницы, сервизы. Настольные и напольные вазы, шахматы различных форм и величины…
До Балтийска прямая хорошая дорога.
Я спешу к причалу. Узнав, что паром через час, еду посмотреть город.
Балтийск (Пиллау) — самый западный город России и крупный морской порт. Здесь расположена крупнейшая база военно-морского флота России на Балтийском море.
История Балтийска берёт свое начало в XIII веке. К быстрому развитию города привёл сильный шторм 1510 года, в результате которого образовался судоходный пролив, отделивший Балтийскую косу от материка. Пиллау начал расти, став крупным транспортным узлом…
Балтийская (Вислинская) коса по строению и образованию похожа на Куршскую. Но покороче и пошире. Длина ее 65 км. А ширина колеблется от 300 метров 9 км.
И, конечно, как и Куршская, Балткоса покрыта песчаными дюнами. Растительность Балтийской косы задерживает перемещения песка – ведь здесь лес никто не рубил!
Я выезжаю на косу, и первым делом вижу ЭТО! А это оказалась…
Немецкая база гидросамолетов. После войны не ее основе была создана отечественная военная авиабаза. После ухода военных, база пришла в запустение и превратилась в руины.
Эти руины я теперь и вижу… А вижу я металлические каркасы уродливых зданий, неимоверно огромных, лестницы, ведущие в небеса, огромные завораживающие бетонные арки. Говорят, что это были ангары: бетонные – для самолетов, металлические – для другой техники. Дальше вглубь косы — лабиринты каких-то дорожек, что-то вроде казарм.
И вот, вдруг, уже почти не лелея надежды выбраться из лабиринтов странных дорожек, я попадаю на огромную площадь, залитую лучами заходящего солнца. Что это? Аэродром? Взлетная полоса? Да. Да. Именно так…
Пытаюсь проникнуть вглубь косы. Но ни тут-то было – воинская часть…
Для ночлега нахожу какую-то странную нору, похожую на окоп…
Мокрое приключение
Утром собираюсь быстро, обуреваемая сумасшедшими идеями побывать в Черняховске и Железнодорожном, раз уж не проехать дальше по косе.
Только отъехала от стоянки, как ливанул дождь. Чуть переждав, еду к парому. Из Балтийска – дизель в Калининград, оттуда в Черняховск (Инстербург).
Дождь идет. Вся в сомнениях, как лучше ехать. В Калининградской области очень мало лесов. А где еще палатку поставить? Не в поле же. Вот и приходится точно высчитывать маршрут на каждый день, вплоть до километра, чтобы попасть в лес. Можно выбраться из электрички, не доезжая до Черняховска – там есть лес. Но тогда завтра придется одолеть 65-70 км. Ох, много это!
Второй вариант – доехать до города, даже глянуть на него в сумерках, а потом ехать до ближайшего леса 12 км. Зато в этом варианте на завтра меньше 50 останется. Заманчиво…
Дождь стих, и я решаюсь ехать в ночь…
Но ни тут то было! В Черняховске на меня опять обрушивается мокрая стена…
Выезжаю из города. Туман. Дождь. Сумерки все гуще и гуще. По шоссе мчатся машины – фары светят, слепят меня. Обдают водой.
Я чувствую себя мокрой песчинкой (я бы даже сказала – мокринкой) в таком же мокром мире. Вода везде… Очень неуютно!
Вот аисты в гнезде. Такие же мокрые, как я… Но они хоть дома…
А вот, наконец, и мой поворот. Дорожка какая-то сомнительная…
Лес оказался очень мокрым. К дождю добавился душ с деревьев. Место ищу уже почти на ощупь, но успокаиваю себя такой оптимистичной мыслью: «Птицы поют. Значит, ночь еще не настала».
Сыро. Грязно. И все же как-то угнездяюсь. Закутываюсь. Засыпаю.
Утром холодно. Все то же серое небо. Дождя нет.
И вот я в пути. А вот передо мною та колея, что дорогой на карте числится…
А колея становится все глубже и глубже. Выходит из леса на поле. А поле становится все мокрее и мокрее. Ну и конечно, все это вместе становится все грязнее и грязнее.
…Колея не кончалась и не кончалась. Вернее, она как раз очень даже кончалась, то есть становилась еле заметной, превратившись в море следов от машин, выбиравших в поле место посуше. А вот выходить на трассу никак не желала. На одно оставалось надеяться, что эти кто-то, кто проложил колею, ехали не просто туда, куда глаза глядят, а в определенный пункт, и что, в конце концов, они туда приехали. А, значит, и я приеду тоже…
И все же внутри тянуло – вот как кончится эта колея у какого-нибудь заброшенного хутора!
Ко всем прочим удовольствиям поднялся пронзительный ветер. Полетел острый снег. Стало невыносимо холодно.
А колея все глубже. А ветер все сильнее. Уже параллельно земле шпарит- с ног сбивает. И снег острый, колючий.
А колея еще глубже. Колеса почти не проворачиваются. О езде нет разговора уже несколько часов – иду пешком…
В три часа я увидела жилье. Асфальт…
О поездке в Железнодорожный уже речи нет – успеть бы до ночи обратно в Черняховск!
На столбе аисты. Они стоят, немного склонившись, и как бы прячась от ветра. Стоят к ветру спинами. Еще немного, и, кажется, вытолкнет их ветер из гнезда. Как они бедные там живут, без крыши?
Ноги перестали чувствоваться. Надо их отогревать – спасать.
Леса, как всегда, нет. Есть автобусная остановка – в ней меньше дует.
Ставлю горелку, рядом голые ноги – закрываю все это плащом, создавая теплый домик. Ноги оттаивают. Горячий чай придает немного сил…
Доезжаю до города. Вокзал. Последняя электричка стоит на перроне. Отправление через 20 минут. Чудо!
Оставался один день. Светило солнце. Оно пригревало. И как бы смеялось надо мною.
Беру велосипед и еду на денек по окрестностям. И опять вижу аистов на столбах, мирно пасущихся в зазеленевших полях журавлей. В перелесках – примулу и подснежники. На деревьях набухают почки.
Весна пришла в окрестности Кенигсберга!
…Ну и какой же итог? Интересное место я нашла для своих исследований. Но время выбрала не удачное. Не раньше мая сюда надо ехать, а то и в июне. Хочется объехать область всю. И, если задаться этой целью, проехать все, сканируя с юга на север и с севера на юг, и так сдвигаясь, например, с востока на запад, то уйдет на это примерно три недели. Изучая памятники архитектуры, проезжать более 50 километров в день для меня не реально. Вот из этого и исхожу. Ну а это путешествие получилось около 350 км…